F&K.ru | Абитуриенту | Тест по русскому языку

ЭКЗАМЕН ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Тест по русскому языку состоит из заданий типа А, В и С. Задание типа А проверяют знания по орфографии, типа В - пунктуационные навыки, а типа С - знания по следующим разделам русского языка: орфографии, пунктуации и культуре речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задания рекомендуются выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Обратите особое внимание на то, что в заданиях типа А и В может быть несколько правильных ответов. В талоне ответов вы должны перечислить но-мера всех выбранных вами вариантов ответов.


ПРИМЕР ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тест состоит из заданий типа А, В и С. К каждому заданию типа А даны несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать верные (их может быть 1, 2 и более). Количество заданий типа А - 10. Каждое правильно выполненное задание типа А оценивается в 0,3 балла.

ЗАДАНИЕ ТИПА А
Отметьте номера слов, где пишется буква

О

НЕПОК_РЁННЫЙ
ПОК_ЯНИЕ
ПРОМ_КАШКА
ПЛ_ВУЧИЙ ЗАВОД
Г_РЕЛКА

Е

КОМП_ТЕНТНЫЙ
ИСТ_ЗАТЬ
КОНФ_СКАЦИЯ
РЕФ_РАТ
МЕД_КАМЕНТЫ

Ё

РЕЧ_НКА
КРЫЖ_ВНИК
ГРОШ_ВЫЕ УКРАШЕНИЯ
ОТЛУЧ_Н ОТ СЕМЬИ
ПАУЧ_К

Я (а) после шипящих

ЗАСЛУШ_ННЫЙ ДОКЛАД
ДРЕМЛ_ЩИЕ СИЛЫ
ОНИ БОР_ТСЯ
ЧИСТ_ЩИЙ ПОРОШОК
ОНИ БЕСПОКО_ТСЯ

Отметьте номера слов, где пишется
НН

СТОЛЫ ЗАВАЛЕН_Ы КНИГАМИ
БАЛОВАН_ЫЙ РЕБЕНОК
НЕПУГАН_ЫЕ ПТИЦЫ
ЖАРЕН_АЯ НА ПРОТИВНЕ РЫБА
ПЕРЕРЕЗАН_АЯ ВЕРЁВКА

Отметьте номера слов, где написание
слитное

НЕ_ПОПРОЩАВШИСЬ
НЕ_НАВИДЯ
НЕ_ДОДЕЛАЛИ РАБОТУ

слитное

НЕ_ЗНАЮЩИЙ ЗАБОТ ЧЕЛОВЕК
НЕ_ОПЕРИВШИЙСЯ ПТЕНЕЦ
ВОВСЕ НЕ_БЕСПОЛЕЗНОЕ РАСТЕНИЕ
МНЕ НЕ_ЖАЛЬ НИЧЕГО
НЕ_ДОЛГАЯ, НО СНЕЖНАЯ ЗИМА

дефисное

ПОЛ_СЕКУНДЫ
ПОЛ_ЛУКОШКА
ПОЛ_ТУРЦИИ
ПОЛ_ПАКЕТА
ПОЛ_УЧЕБНИКА

слитное

В_СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ
НАДЕЯТЬСЯ НА_УДАЧУ
ДЕЙСТВОВАТЬ В_СЛЕПУЮ
НА_ЛЕТУ
ПО_СЕРЕДИНЕ КОМНАТЫ

Отметьте номера пропусков, где пишется НЕ

Сколько бы он н_1 просил, н_2 кто н_3 дал н_4 рубля. И н_5 откуда было ждать помощи.

ЗАДАНИЕ ТИПА В
К каждому заданию типа В даны несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать верные (их может быть 1, 2, и более) Количество заданий типа В - 5. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 0,4 балла.

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

Русский энциклопедист М.В. Ломоносов был основателем Московского университета.
Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою.
Печальный демон дух изгнанья летал над грешною землею.
Ему внуку прославленного полярника было особенно дорого имя деда.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая

Читал я отрывки своей поэмы_и невольно с них перешел на рассказы из своей жизни.
Пёс смотрел на меня_и по его глазам было видно, что он несчастен.
Убаюкивает равномерный плеск волн_и потягивает в лицо свежим морским ветерком.
Отец и мать дали тебе жизнь_и живут для твоего счастья.
Встречный ветер начал крепчать_и грести становилось труднее.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

Она как собака на сене_сама не ест и другим не даёт.
Он хотел сойти с места, бежать_ноги не повиновались ему.
Тут его осенила мысль_партизаны должны быть где-то поблизости.
В этой комнате всегда есть солнце_и утром, и во второй половине дня.
Ни жизнь, ни власть_ничто меня не веселит.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

Война_есть продолжение политики иными средствами.
Скупые_словно пчелы: мед собирают, а сами умирают.
В наше сложное время доброта_самое важное человеческое качество.
Знать свой чёрный день_помнить, что он бывает.
Картография_это не наука, это искусство.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая

Дико росла, как цветок полевой смуглая Саша в деревне степной.
Она накинула платок на голову и, охваченная надеждой быстро вышла на улицу вслед за сыном.
Девочка взяла Петю за руку и стараясь не скрипеть ботинками, ввела в мазанку.
Длинные чистые сакли с плоскими земляными крышами и красивыми трубами были расположены по неровным каменистым буграм.
А вы друзья, как ни садитесь, всё равно в музыканты не годитесь.

ЗАДАНИЕ ТИПА С Количество заданий типа С - 5. Правильный ответ на одно задание типа С оценивается в 1 балл.

В предложении допущена орфографическая ошибка. Выпишите слово с орфографической ошибкой, исправив его написание (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

Едва дыша от усталости и разочарования, мы ввалились в полупустой вагон, и в этом полусонном вагоне как вознаграждение за недавнее отчаяние сама фортуна предстала перед нами в образе длинноногой юной мадонны с ослепительной располагающей улыбкой в серых глазах.

Расставьте ударение в следующих словах:

СТАТУЯ
ДОГОВОР
ВОДОПРОВОД
ПОЛОЖИЛ

Определите стиль приведенного ниже текста:

При растворении некоторых полимеров в воде образуются ассоциаты - своеобразные объединения макромолекул и связанных с ними молекул воды. Размеры этих устойчивых образований сравнительно велики - их длина достигает миллиметра. Если ассоциат сталкивается с препятствием при малых скоро-стях потока жидкости, то он ведет себя как рядовая капля этой жидкости. Но если повысить скорость движения раствора, то свойства ассоциата изменяются, а при некоторых скоростях он уже ведет себя как твердая частица.

Образуйте от указанных существительных форму именительного падежа множественного числа и выпишите только то, которое в литературном языке имеет окончание - а.

Веер, автор, аптекарь.

Выпишите из списка слово женского рода.

Рояль, мозоль, КГБ.

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Общие сведения о языке
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык - нормированная и обработанная форма общенародного языка.
Русский язык один из индоевропейских языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков.
Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского языка.
Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые - русисты. Основные лингвистические словари.

Система языка
Язык как система. Основные уровни языка.
Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме.
Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения.

Изобразительные средства фонетики русского языка.
Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение понижение голоса, тон речи и др.).
Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексиче-ское и грамматическое, прямое и переносное значение слов; однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Синонимы , антонимы, омонимы, паронимы. Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы. Основные источники попол-нения лексики. Неологизмы.
Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старо-славянизмы.
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессинализмы, слова-термины.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи. Лексические словари русского языка.
Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Виды морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики.
Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфемные и словообразовательные словари.
Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.
Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Способы образования имен существительных.
Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению.
Способы образования имен прилагательных.
Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.
Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.
Склонение числительных.
Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.
Глагол. Значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.
Способы образования глаголов.
Причастие.
Деепричастие.
Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.
Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.
Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.
Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению.
Междометие. Значение междометий.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях.
Простое предложение. Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.
Виды односоставных предложений.
Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные слова и вводные предложения.
Сложное предложение. Тип сложного предложения.
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.
Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений.
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с различными видами связи.
Предложения с прямой и косвенной речью.
Синонимия синтаксических конструкций.
Изобразительные средства синтаксиса.

Культура речи
Культура речи, ее предмет и задачи.
Основные понятия культуры речи на уровне правильной речи - нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Вариантность нормы.
Информация о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Справочная литература о культуре русской речи.

Орфография и пунктуация
Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии и пунктуации.
Орфография как система правил. Разделы русской орфографии и принципы написания.
Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенно-стей. Знаки препинания отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

знаки препинания в конце предложения;
знаки препинания внутри простого предложения;
знаки препинания между частями сложного предложения;
знаки препинания при передаче чужой речи;
знаки препинания в связном тексте.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям и по стилям речи. Способы и средства связи предложений в тексте.


Рекомендуемая литература:
Булахов М.Г., Пипченко Н.М., Шевченко А.А. "Пособие для подготовительных отделений вузов" 1982 г.
Розенталь Д.Э. "Современный русский язык" 1985 г.
Греков А.Г., Чешко Л.А. "Пособие для занятий по русскому языку в старших классах".
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. "Культура и искусство речи"
Васильева Л.Н. "Основы культуры речи".


ВНИМАНИЕ! Версия для скачивания находится в разделе Downloads.

 

Hosted by uCoz