ЭКЗАМЕН ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Тест по русскому языку состоит из заданий типа А, В и С. Задание типа
А проверяют знания по орфографии, типа В - пунктуационные навыки, а типа
С - знания по следующим разделам русского языка: орфографии, пунктуации
и культуре речи.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задания рекомендуются выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить
сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным
заданиям.
Обратите особое внимание на то, что в заданиях типа А и В может быть
несколько правильных ответов. В талоне ответов вы должны перечислить но-мера
всех выбранных вами вариантов ответов.
ПРИМЕР ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тест состоит из заданий типа А, В и С. К каждому заданию типа А даны несколько
вариантов ответов, из которых нужно выбрать верные (их может быть 1, 2
и более). Количество заданий типа А - 10. Каждое правильно выполненное
задание типа А оценивается в 0,3 балла.
ЗАДАНИЕ ТИПА А
Отметьте номера слов, где пишется буква
О
НЕПОК_РЁННЫЙ
ПОК_ЯНИЕ
ПРОМ_КАШКА
ПЛ_ВУЧИЙ ЗАВОД
Г_РЕЛКА
Е
КОМП_ТЕНТНЫЙ
ИСТ_ЗАТЬ
КОНФ_СКАЦИЯ
РЕФ_РАТ
МЕД_КАМЕНТЫ
Ё
РЕЧ_НКА
КРЫЖ_ВНИК
ГРОШ_ВЫЕ УКРАШЕНИЯ
ОТЛУЧ_Н ОТ СЕМЬИ
ПАУЧ_К
Я (а) после шипящих
ЗАСЛУШ_ННЫЙ ДОКЛАД
ДРЕМЛ_ЩИЕ СИЛЫ
ОНИ БОР_ТСЯ
ЧИСТ_ЩИЙ ПОРОШОК
ОНИ БЕСПОКО_ТСЯ
Отметьте номера слов, где пишется
НН
СТОЛЫ ЗАВАЛЕН_Ы КНИГАМИ
БАЛОВАН_ЫЙ РЕБЕНОК
НЕПУГАН_ЫЕ ПТИЦЫ
ЖАРЕН_АЯ НА ПРОТИВНЕ РЫБА
ПЕРЕРЕЗАН_АЯ ВЕРЁВКА
Отметьте номера слов, где написание
слитное
НЕ_ПОПРОЩАВШИСЬ
НЕ_НАВИДЯ
НЕ_ДОДЕЛАЛИ РАБОТУ
слитное
НЕ_ЗНАЮЩИЙ ЗАБОТ ЧЕЛОВЕК
НЕ_ОПЕРИВШИЙСЯ ПТЕНЕЦ
ВОВСЕ НЕ_БЕСПОЛЕЗНОЕ РАСТЕНИЕ
МНЕ НЕ_ЖАЛЬ НИЧЕГО
НЕ_ДОЛГАЯ, НО СНЕЖНАЯ ЗИМА
дефисное
ПОЛ_СЕКУНДЫ
ПОЛ_ЛУКОШКА
ПОЛ_ТУРЦИИ
ПОЛ_ПАКЕТА
ПОЛ_УЧЕБНИКА
слитное
В_СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ
НАДЕЯТЬСЯ НА_УДАЧУ
ДЕЙСТВОВАТЬ В_СЛЕПУЮ
НА_ЛЕТУ
ПО_СЕРЕДИНЕ КОМНАТЫ
Отметьте номера пропусков, где пишется НЕ
Сколько бы он н_1 просил, н_2 кто н_3 дал н_4 рубля. И н_5 откуда было
ждать помощи.
ЗАДАНИЕ ТИПА В
К каждому заданию типа В даны несколько вариантов ответов, из которых
нужно выбрать верные (их может быть 1, 2, и более) Количество заданий
типа В - 5. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 0,4 балла.
Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются
запятыми.
Русский энциклопедист М.В. Ломоносов был основателем Московского университета.
Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою.
Печальный демон дух изгнанья летал над грешною землею.
Ему внуку прославленного полярника было особенно дорого имя деда.
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится
запятая
Читал я отрывки своей поэмы_и невольно с них перешел на рассказы из своей
жизни.
Пёс смотрел на меня_и по его глазам было видно, что он несчастен.
Убаюкивает равномерный плеск волн_и потягивает в лицо свежим морским ветерком.
Отец и мать дали тебе жизнь_и живут для твоего счастья.
Встречный ветер начал крепчать_и грести становилось труднее.
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится
двоеточие.
Она как собака на сене_сама не ест и другим не даёт.
Он хотел сойти с места, бежать_ноги не повиновались ему.
Тут его осенила мысль_партизаны должны быть где-то поблизости.
В этой комнате всегда есть солнце_и утром, и во второй половине дня.
Ни жизнь, ни власть_ничто меня не веселит.
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится
тире.
Война_есть продолжение политики иными средствами.
Скупые_словно пчелы: мед собирают, а сами умирают.
В наше сложное время доброта_самое важное человеческое качество.
Знать свой чёрный день_помнить, что он бывает.
Картография_это не наука, это искусство.
Отметьте номера предложений, где пропущена запятая
Дико росла, как цветок полевой смуглая Саша в деревне степной.
Она накинула платок на голову и, охваченная надеждой быстро вышла на улицу
вслед за сыном.
Девочка взяла Петю за руку и стараясь не скрипеть ботинками, ввела в мазанку.
Длинные чистые сакли с плоскими земляными крышами и красивыми трубами
были расположены по неровным каменистым буграм.
А вы друзья, как ни садитесь, всё равно в музыканты не годитесь.
ЗАДАНИЕ ТИПА С Количество заданий типа С - 5. Правильный ответ на одно
задание типа С оценивается в 1 балл.
В предложении допущена орфографическая ошибка. Выпишите слово с орфографической
ошибкой, исправив его написание (в той форме, в которой оно употреблено
в предложении).
Едва дыша от усталости и разочарования, мы ввалились в полупустой вагон,
и в этом полусонном вагоне как вознаграждение за недавнее отчаяние сама
фортуна предстала перед нами в образе длинноногой юной мадонны с ослепительной
располагающей улыбкой в серых глазах.
Расставьте ударение в следующих словах:
СТАТУЯ
ДОГОВОР
ВОДОПРОВОД
ПОЛОЖИЛ
Определите стиль приведенного ниже текста:
При растворении некоторых полимеров в воде образуются ассоциаты - своеобразные
объединения макромолекул и связанных с ними молекул воды. Размеры этих
устойчивых образований сравнительно велики - их длина достигает миллиметра.
Если ассоциат сталкивается с препятствием при малых скоро-стях потока
жидкости, то он ведет себя как рядовая капля этой жидкости. Но если повысить
скорость движения раствора, то свойства ассоциата изменяются, а при некоторых
скоростях он уже ведет себя как твердая частица.
Образуйте от указанных существительных форму именительного падежа
множественного числа и выпишите только то, которое в литературном языке
имеет окончание - а.
Веер, автор, аптекарь.
Выпишите из списка слово женского рода.
Рояль, мозоль, КГБ.
ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Общие сведения о языке
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский
литературный язык - нормированная и обработанная форма общенародного языка.
Русский язык один из индоевропейских языков. Место русского языка в кругу
родственных славянских языков.
Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке
за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского
народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения.
Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского
языка.
Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые
- русисты. Основные лингвистические словари.
Система языка
Язык как система. Основные уровни языка.
Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков.
Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме.
Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение
понижение голоса, тон речи и др.).
Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно
правильной и выразительной речи.
Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексиче-ское
и грамматическое, прямое и переносное значение слов; однозначные и многозначные
слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Синонимы , антонимы, омонимы, паронимы. Исторические изменения в словарном
составе языка. Архаизмы и историзмы. Основные источники попол-нения лексики.
Неологизмы.
Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старо-славянизмы.
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессинализмы,
слова-термины.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания,
пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи. Лексические словари русского
языка.
Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Виды морфем.
Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре
слов. Этимология как раздел лингвистики.
Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные
средства выразительности речи.
Морфемные и словообразовательные словари.
Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части
речи. Междометие.
Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая
роль.
Способы образования имен существительных.
Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая
роль. Разряды имен прилагательных по значению.
Способы образования имен прилагательных.
Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая
роль.
Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.
Склонение числительных.
Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.
Глагол. Значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.
Способы образования глаголов.
Причастие.
Деепричастие.
Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.
Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.
Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.
Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению.
Междометие. Значение междометий.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях.
Простое предложение. Грамматическая основа. Виды простого предложения
по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.
Виды односоставных предложений.
Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов
предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные
и неполные предложения.
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные слова и вводные предложения.
Сложное предложение. Тип сложного предложения.
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.
Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных
предложений.
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с различными видами связи.
Предложения с прямой и косвенной речью.
Синонимия синтаксических конструкций.
Изобразительные средства синтаксиса.
Культура речи
Культура речи, ее предмет и задачи.
Основные понятия культуры речи на уровне правильной речи - нормы литературного
языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные.
Вариантность нормы.
Информация о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Справочная
литература о культуре русской речи.
Орфография и пунктуация
Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии
и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии
и пунктуации.
Орфография как система правил. Разделы русской орфографии и принципы написания.
Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий
принцип русского правописания.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического
анализа при выборе правильного написания.
Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской
пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны
речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенно-стей. Знаки препинания
отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил,
включенных в каждый из них:
знаки препинания в конце предложения;
знаки препинания внутри простого предложения;
знаки препинания между частями сложного предложения;
знаки препинания при передаче чужой речи;
знаки препинания в связном тексте.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Типы текстов
по функционально-смысловым особенностям и по стилям речи. Способы и средства
связи предложений в тексте.
Рекомендуемая литература:
Булахов М.Г., Пипченко Н.М., Шевченко А.А. "Пособие для подготовительных
отделений вузов" 1982 г.
Розенталь Д.Э. "Современный русский язык" 1985 г.
Греков А.Г., Чешко Л.А. "Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах".
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. "Культура и искусство речи"
Васильева Л.Н. "Основы культуры речи".
ВНИМАНИЕ! Версия для скачивания находится в разделе Downloads.
|